Однофигурная поясная композиция. Буддийская мистерия «Цам» устраивалась ойрат-калмыками в особо торжественных случаях. Шествием масок «Цам» открываются ритуальные праздники.
Изображение головы-маски, стилизованной под маску из буддийской мистерии Цам. Огромные глаза, на лбу «третий глаз», выразительный оскал. Волосы изображены в виде пламени, голову венчают рельефно изображенные пять черепов. В отличие от настоящих масок мистерии черепа нарочито изображены неровно. В левой руке - большая плоская стрела, на запястье руки выпукло изображен браслет, в правой - подобие чаши, из которой возникают лепестки, плавно переходящие в волосы. Плечи полураскрыты, одеяние выполнено в виде чешуи. Нижняя часть изображена скупо, без детализации элементов. Привлекает внимание «ужасающий» вид маски-памятника, как символ того, что персонаж вобрал в себя страдания всех живых существ и от глубокого сострадания приобрел подобный вид.
Можно предположить, что в скульптуре задачи импрессионизма получили полное выражение. Художник избегает конкретизации деталей, свободно отражая свое собственное понимание или впечатление от буддийской мистерии.
Образы мистерии Цам несут черты национальной культуры, о чем свидетельствует данная работа.
Ежегодная религиозная мистерия включалась в обрядовую практику каждой буддийской школы. Известны несколько видов Цама: разговорный с многочисленными диалогами, пантомима, посвященная разным персонажам из пантеона. Исполнять его могли только прошедшие посвящение монахи.
Материал: камень
Автор: А. Хачатурян (в рамках Международного симпозиума скульпторов), 1997г.