Композиция изображает меч-пилон, навершием эфеса которого стала величавая степная птица – тотемный знак Чингисхана Белый лунь.
Птица зорко вглядывается в степную даль, посадка головы гордая и величественная. Объемная композиция состоит из двух частей: нижней, фигурно оформленной сквозными проемами и верхней - в виде сидящей птицы с повернутой назад головой. Нижняя часть контуром повторяет национальный орнамент - меандр. Это символ меча-пилона, вонзенного в землю. Птица, обернувшись, вглядывается вдаль. Детально проработаны крылья, хвост, голова, в высоком рельефе обозначены глаза и надбровные дуги. Высокое мастерство скульптора подтверждает верность реалистическому изображению. Легкое, почти ажурное исполнение нижней части скульптуры выражено художественно. Удивительны пропорции форм, умение работать с природным материалом.
Территориально скульптура расположена на перекрестке двух самых оживленных улиц, композиция создает вокруг себя художественно организованное пространство, среди автомобильной и пешеходной суеты, композиция дает эмоциональный отдых для глаз. Возникает ощущение тишины степи, гармонии.
Материал: камень-песчаник.
Автор: Ф.Нуриахметов (в рамках Международного симпозиума скульпторов), 1997г.