Памятник жертвам сталинского геноцида

Памятник жертвам сталинского геноцида

Камень-глыба с неровными краями, утолщенный к центру, с сужающимся верхом и низом. Фактура естественная, необработанная. У подножья - треугольный гранит, на внешней гладкой (с темным фоном) стороне выбит текст о том, что здесь, у кинотеатра «Родина» - 28 декабря 1943 года собирали народ перед отправкой в Сибирь. Памятник установлен на невысоком прямоугольном пьедестале, поверхность которого покрыта кафельной плитой.

Памятный камень был установлен на этом месте в 1992 году в преддверии 50-летия депортации. Глыба была привезена специально с места захоронения репрессированных фронтовиков-калмыков, умерших в Широклаге при строительстве Широковской ГЭС в Пермском районе в 1944-1945 гг.

Таким образом, первоначально сооружение задумывалось как обелиск памяти всех широклаговцев. Но ввиду открытия памятника «Исход и Возвращение» (автор Э.Неизвестный, США) в восточной части города, весь комплекс мероприятий, посвященных депортации: поминовение, ритуальные обряды и др., перенесен к монументу. И это несмотря на историческую привязку территориального нахождения камня-памятника, посвященного жертвам сталинского геноцида.

Архитектор: С.Шалаев, 1992г.

Monument to the victims of the Stalinist genocide

A lump stone with uneven edges, thickened towards the center, with a tapering top and bottom. The texture is natural, untreated. At the foot there is triangular granite, on the outer smooth (with a dark background) side there is a text that says that people were gathered here, at the Rodina cinema on December 28, 1943, before they were sent to Siberia. The monument is installed on a low rectangular pedestal, the surface of which is covered with a tile.

The memorial stone was installed at this place in 1992 on the eve of the 50th anniversary of the deportation. The block was brought specially from the burial place of the repressed front-line soldiers-Kalmyks who died in Shiroklag during the construction of the Shirokovskaya hydroelectric power station in the Perm region in 1944-1945.

Thus, the building was originally conceived as an obelisk to the memory of all Shiroklag people. But in view of the opening of the Exodus and Return monument (by E. Neizvestny, USA) in the eastern part of the city, the entire complex of events dedicated to deportation: commemoration, ritual ceremonies, etc., was moved to the monument. And this is despite the historical binding of the territorial location of the stone-monument dedicated to the victims of the Stalinist genocide.

Architect: S. Shalaev, 1992

Город Элиста