Постановление от 24 июля 2014 г. № 4452

О внесении изменений в муниципальную программу города Элисты «Развитие образования города Элисты» на 2013-2017 годы, утвержденную постановлением Мэрии города Элисты от 08 11.2012 года № 2354

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЭЛИСТЫ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от «29»10. 2013 г. № 4452 г. Элиста

О внесении изменений в муниципальную программу города Элисты «Развитие образования города Элисты» на 2013-2017 годы, утвержденную постановлением Мэрии города Элисты от 08 11.2012 года № 2354

С целью создания условий для становления системы образования города Элисты в качестве устойчивого механизма социально-экономического развития города, в соответствии с постановлением Мэрии города Элисты от 03.08.2012 г. №1593 «Об утверждении Перечня муниципальных программ города Элисты», постановлением Мэрии города Элисты от 31.07.2012 г. №1533 «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных программ города Элисты», руководствуясь ст.44 Устава города Элисты,

Администрация города Элисты п о с т а н о в л я е т:

Внести изменения в муниципальную программу города Элисты «Развитие образования города Элисты» на 2013-2017 годы, утвержденную постановлением Мэрии города Элисты от 08.1 1.2012 года № 2354 (с изменениями от 19.09.2013г. № 3710), изложив в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

Глава Администрации города Элисты А. Дорджиев

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГОРОДА ЭЛИСТЫ

«Развитие образования города Элисты»

на 2013-2017 годы

Ответственный исполнитель:

Управление образования Администрации города Элисты

Дата составления проекта программы:

23 октября 2013 года

Должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона и электронный адрес непосредственного исполнителя:

Начальник планово-экономического отдела Управления образования Администрации города Элисты - Сидоренко Л.Г.

номер телефона: (884722)2-98-64

электронный адрес: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

Элиста. 2013 г.

П А С П О Р Т

муниципальной программы города Элисты

«Развитие образования города Элисты»

на 2013-2017 годы

Ответственный исполнитель программы - Главный распорядитель бюджетных средств города Элисты

Управление образования Администрации города Элисты

Соисполнители программы

Муниципальные казенные образовательные учреждения города Элисты, муниципальные бюджетные образовательные учреждения города Элисты, муниципальные бюджетные образовательные учреждения дополнительного образования детей

Подпрограммы программы

Модернизация системы дошкольного образования города Элисты

Повышение доступности и качества общего образования

Развитие системы дополнительного образования и воспитания детей

ВЦП «Одаренные дети г.Элисты” на 2011-2013 годы

ВЦП «Образование и здоровье» на 2011-2013 годы

ВЦП «Педагогические кадры системы образования г.Элисты» на 2011-2013 годы

Цели программы

Создание условий для становления системы образования в качестве устойчивого механизма социально-экономического развития города.

Задачи программы

  1. Обеспечить реализацию равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней, а также развитие системы образования в интересах личности, общества и государства.
  2. Обеспечить внедрение федеральных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС).
  3. Создать систему объективных измерений результатов образования.
  4. Обеспечить качество образовательного процесса, совершенствовать формы и методы учебно - воспитательной работы через развитие информационно-коммуникационных технологий.
  5. Развивать экспериментальную, исследовательскую и научно-методическую деятельность образовательных учреждений в условиях двуязычия.
  6. Реализовать комплекс мер по обеспечению безопасности образовательных учреждений и укреплению материально-технической базы образовательных учреждений.

Целевые индикаторы и показатели программы

  1. охват детей дошкольным образованием;
  2. уровень текучести педкадров муниципальных дошкольных образовательных учреждений;
  3. доля обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения от общего количества обучающихся;
  4. доля учащихся, не преодолевших минимальный порог по обязательным предметам при сдаче Государственной (итоговой) аттестации;
  5. количество МОУ, создающих условия для инклюзивного обучения детей;
  6. удельный вес детей в МОУ, охваченных общим образованием, изучающих калмыцкий язык;
  7. количество МОУ, в которых произведен капитальный ремонт здания;
  8. доля детей, занятых в системе дополнительного образования детей;
  9. доля детей и подростков, охваченных летним отдыхом, оздоровлением;

10. количество детей, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

  1. доля школьников, охваченных горячим питанием.

Этапы и сроки реализации программы

2013-2017 годы. Этапы реализации Программы не выделяются в связи с тем, что ежегодно предусматривается реализация взаимосвязанных комплексов мероприятий.

Объемы бюджетных ассигнований программы

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств местного бюджета. Планируемые затраты на программные мероприятия составят 3 837 842,0 тыс.руб. в том числе:

2013 год - 484826,0 т.р.

2014 год – 404985,0 т.р.,

2015 год – 982677,0 т.р.,

2016 год – 982677,0 т.р.,

2017 год – 982677,0 т.р.

Ожидаемые результаты реализации программы

Создание необходимых организационных, научно-методических, кадровых и иных условий для становления системы образования в качестве устойчивого механизма социально-экономического развития города.

Предлагаемая муниципальная программа города Элисты

«Развитие образования города Элисты» на 2013-2017 годы позволит в условиях ограниченности бюджетных средств обеспечить достижение поставленных целей путем повышения эффективности использования ресурсов, внедрения новых организационно-экономических механизмов в образовании.

Комплекс мероприятий Программы направлен на дальнейшее совершенствование муниципальной системы образования г.Элисты для обеспечения доступности качественного образования, отвечающего требованием инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Общая характеристика, основные проблемы и прогноз развития

сферы образования

Муниципальная программа города Элисты «Развитие образования города Элисты» на 2013-2017 годы» (далее – Программа) разработана на основе положений, содержащихся в Концепции социально-экономического развития города Элисты на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Мэрии города Элисты от 03.03.2011г. №445, в соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации муниципальных программ города Элисты, утвержденным постановлением Мэрии города Элисты от 31 июля 2012 г. № 1533.

Важными аспектами являются реализация мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, приоритетного национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», проекта модернизации общего образования.

Функционирование и развитие системы образования г.Элисты в период с 2011 по 2013 годы осуществлялось на основе ведомственной целевой программы «Развитие муниципальной системы образования города Элисты», утвержденной Постановлением Мэрии города Элисты от 20.05.2011 г. №1133, которая определила стратегические приоритеты и основные направления образовательной политики МОУ г.Элисты.

Реализация ведомственной целевой программы «Развитие муниципальной системы образования города Элисты» позволила совершенствовать муниципальную систему образования г.Элисты для обеспечения доступности качественного образования, отвечающего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, приступить к созданию необходимых организационных, научно-методических, кадровых и иных условий для становления системы образования в качестве устойчивого механизма социально-экономического развития города.

Муниципальная сеть ОУ г.Элисты состоит из 29 муниципальных казенных дошкольных образовательных учреждений, 18 муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений, 4 муниципальных казенных общеобразовательных учреждений (НОШ №22, НОШ №24, ВССОШ №5, ВССОШ №13), 5 муниципальных бюджетных образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Развитие дошкольного образования

В последние годы чрезвычайно обострилась проблема устройства детей в дошкольное образовательное учреждение. Ежегодный мониторинг состояния потребности населения в детских садах констатирует рост очередности. Так, по состоянию на 01.09.2013 г. очередь составляет 5032 ребенка

На базах трёх учреждений дополнительного образования (ДДТ, ДШИ №1, ДШИ №2) функционируют 38 групп кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста (предшкольное образование) с охватом 535 воспитанников.

Списочное количество детей, посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Элисты, по состоянию на 1 октября 2013 г. составляет 6605 детей при проектной мощности дошкольных учреждений 4630 детей, то есть превышение проектной мощности МДОУ составляет более 1975 детей. Это способствует ухудшению состояния здоровья воспитанников, увеличению количества заболеваемости детей ОРВИ.

Несмотря на организацию системной оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание здоровьесберегающей инфраструктуры (физиокабинет, физкультурный зал, тренажерный зал, физплощадки и пр.) и улучшение питания воспитанников отмечается рост числа детей с функциональными нарушениями (2 гр.здоровья - 63,1 %), с хроническими заболеваниями (3 группа здоровья - 16,5 %).

В этих условиях особо важно продолжать внедрение инновационных форм физического развития детей, активизировать массовое участие детей средней и старшей групп в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

Сохраняется высокая потребность МДОУ в педагогических кадрах. По состоянию на 01.09.2013 года потребность составляет 63 человека. Текучесть педагогических кадров в среднем в год составляет 28,0 %, молодых кадров до 40 % от общего числа педагогов. Большинство молодых педагогов уходит из детского сада, проработав от 1 месяца до 1 года. Причиной является низкая заработная плата.

Значительно возросший спрос населения на услуги дошкольного образования не удовлетворяется в полном объёме. Для решения проблемы создания дополнительных мест в МДОУ необходимо продолжить работу по модернизации системы дошкольного образования, выполнить мероприятия по проведению капитального ремонта и реконструкции зданий дошкольных образовательных учреждений, обеспечить строительство новых дошкольных образовательных учреждений. Кроме того, требуется принять меры по кадровой стабилизации системы дошкольного образования (повысить заработную плату, разработать социальный пакет).

Развитие общего образования

Содержание и качество образования, его доступность, соответствие потребностям конкретной личности определяют состояние интеллектуального потенциала современного общества. Перед системой образования г. Элисты стоит задача перехода на новые образовательные стандарты в школе второй и третьей ступени обучения, позволяющие получить современный образовательный результат – компетентность выпускника и создание внешней объективной оценки результатов образовательного процесса.

В системе образования города Элисты функционируют 22 общеобразовательных учреждения: дневных школ – 20 (из них гимназий - 4, лицеев - 2, начальных общеобразовательных школ – 2, средних общеобразовательных школ - 12), вечерних (сменных) общеобразовательных школ – 2.

В целях реализации доступности образования для всех категорий обучающихся УОА г.Элисты ведется планомерная работа по обеспечению прав учащихся на получение обязательного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, выбора форм получения образования.

Осуществляется подготовка условий для инклюзивного обучения детей (сов­мес­тное обу­чение здо­ровых де­тей и де­тей-ин­ва­лидов). Два общеобразовательных учреждения города Элисты в 2012 году включены в программу «Доступная среда», в рамках которой создана безбарьерная среда для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (СОШ №17) и для детей с нарушениями слуха и зрения (СОШ №10). В 2013 году в данный проект включено МБОУ «СОШ № 12». В 2014 году планируется создание безбарьерной среды в МБОУ « СОШ № 18» и МБОУ «СОШ № 20». Ежегодно для детей, включенных по состоянию здоровья в специальные медицинские группы, выделяются часы лечебной физической культуры.

В 2012-2013 учебном году в МОУ г.Элисты открыто 73 группы СМГ с охватом 736 детей, ( 2011-2012 учебный год – 81 группа – 857 детей).

Охват профильным обучением в школе третьей ступени в 2012-2013 учебном году 88,1 %. В высшие учебные заведения в соответствии с профилем обучения поступили 72 % выпускников (при общем поступлении в вузы – 93,8 %).

Отработаны основные направления деятельности при организации элективных курсов, по реализации раннего профильного обучения. В 2012-2013 учебном году индивидуальный маршрут обучения, при котором допускается формирование каждым обучающимся своего набора учебных предметов, используется 238 учащимися.

В области совершенствования качества и эффективности общего образования необходимо выделить следующие приоритеты:

- обновление содержания общего образования с учетом современных потребностей страны и общемировых тенденций, существенная разгрузка и приведение в соответствие с возрастными особенностями, склонностями и интересами детей;

- формирование у учащихся способности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для решения практических задач; повышение личностного смысла, индивидуализация и дифференциация образования.

При реализации ФГОС система оценочной деятельности и система внутришкольного контроля должны быть переориентированы на оценку качества образования.

В связи с этим требованием времени является создание сектора оценки качества образования в структуре Управления образования Администрации г.Элисты, так как с введением ФГОС второго поколения возрастает роль системного мониторинга учебных результатов учащихся, их независимая оценка.

Формирующаяся система внешней оценки уровня учебных достижений предусматривает непрерывный контроль степени овладения учащимися обязательного минимума образовательного стандарта на всех ступенях обучения.

Результаты республиканского мониторинга учебных достижений учащихся 4-9 классов, государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме и единые государственные экзамены показывают, что уровень обученности наших учащихся достаточно стабилен:

  1. в рейтинге среди муниципалитетов РК город Элиста уверенно лидирует по результатам республиканского мониторинга на протяжении двух лет;
  2. анализ статистических данных позволяет сделать выводы, что результаты ГИА – 9 в 2013 году у выпускников общеобразовательных учреждений города Элисты выше, чем в 2012 году. Повысилось качество знаний по следующим предметам: математика +12%, география +16%, биология +31%, информатика и ИКТ +4%. Незначительно снизилось качество знаний по русскому языку -1%, а также отмечается снижение качество знаний по истории России -14%.
  3. в государственной итоговой аттестации в 2012-2013 учебном году приняли участие 1072 выпускника общеобразовательных учреждений города Элисты, в том числе только в формате ЕГЭ – 1047 человек, ГВЭ сдавали 27 выпускников. Средний тестовый балл по городу Элиста в 2012 году составил 67,64 балла, 2013 году 68,37 балла.

Все муниципальные общеобразовательные учреждения имеют доступ к информационным ресурсам, к сети Интернет. Во всех школах города Элисты установлены и применяются пакеты свободного программного обеспечения. В Управлении образования Администрации города Элисты c 2010 года организована единая локально-вычислительная сеть. Созданы и функционируют сайты Управления, сайты общеобразовательных учреждений.

Национальная система образования в городе Элисте реализуется через организацию национальных классов и групп, в которых работают 116 учителей калмыцкого языка и литературы с высшим образованием. Из них имеют высшую квалификационную категорию – 45 человек, первую квалификационную категорию – 33 человека, вторую квалификационную категорию – 47 учителей национального класса, 118 учителей калмыцкого языка и литературы, 23 ээджи.

В целях обеспечения единого образовательного пространства, учета национальных, региональных, социокультурных особенностей и традиций, дальнейшего совершенствования изучения калмыцкого языка ежегодно проводится государственная итоговая аттестация учащихся 9,11 классов МОУ г.Элисты по калмыцкому языку и литературе.

С 1 апреля 2010 года Республика Калмыкия в составе 19 регионов России вошла в федеральный эксперимент по апробации нового учебного курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики». Учебным курсом ОРК и СЭ за четыре учебных года были охвачены 2282 учащихся 4-х классов в 17 МОУ г. Элисты, 2239 учащихся 5 классов в 18 МОУ.

В 2012-2013 учебном году предмет ОРКиСЭ изучался в штатном режиме в 4 классах всех общеобразовательных учреждений г.Элисты в объеме 34 часов. Завершают изучение курса учащиеся 5 классов (17 часов в 1 полугодии).

Три МОУ г.Элисты работают в экспериментальном режиме на городском уровне:

- СОШ №10 «Школа - территория здоровья»,

- РНГ «Духовно-нравственное воспитание и развитие (ДНВ И ДНР) современного ребёнка в социальных группах образовательного учреждения»

- СОШ №20 «Особенности работы с ослабленным ребенком в условиях образовательных учреждений разного вида». На реализацию деятельности городских экспериментальных площадок из бюджета города было выделено 111 374,55 рублей.

В целях позитивной динамики развития образовательных учреждений, стимулирования деятельности лучших педагогов и учащихся г.Элисты с 2006 года Мэрией города учреждены ежегодные премии в рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование» (далее ПНПО) в следующих номинациях: «лучшее дошкольное образовательное учреждение», «лучшее общеобразовательное учреждение», «лучшая воспитательная система общеобразовательного учреждения», «лидер в образовании», «лучшие педагоги», «лучшие учащиеся».

Всего из бюджета города на вручение Премии было выделено 2412,2 тыс. рублей.

Мощ­ной го­сударс­твен­ной под­дер­жкой ин­но­ваци­он­ных про­цес­сов в от­расли образования стал ре­али­зу­емый в нас­то­ящее вре­мя про­ект мо­дер­ни­зации ре­ги­ональ­ных сис­тем об­ще­го об­ра­зова­ния, нап­равленный на ре­шение глав­ных воп­ро­сов сов­ре­мен­ной об­ра­зова­тель­ной по­лити­ки Рос­сии - улуч­ше­ние ус­ло­вий обу­чения и по­выше­ние со­ци­аль­но­го ста­туса учи­теля.

Особое внимание уделяется системе повышения квалификации педагогов, создаются ассоциации учителей. Ежегодно на базе БОУ ДПО ПК(С) РК «КРИПКРО» повышают квалификацию более 30% педагогов и управленческого состава образовательных учреждений г.Элисты. Возобновлена работа «Школы резерва руководящих кадров». Создан и успешно работает клуб молодых педагогов «Постижение».

За последнее время существенно укреплена материально-техническая база образовательных учреждений, в том числе современными интерактивными средствами обучения. В течение мая-августа 2012-2013 учебного года в рамках проекта модернизации российского образования школами г.Элисты получены современное оборудование и технические средства на общую сумму более 26 млн.руб., из них на оснащение учебных кабинетов, рабочего места учителя современной компьютерной техникой приходится более 19 млн. рублей.

В 2013 году произведен капитальный ремонт МБОУ «СОШ №10», начальный блок МБОУ «КНГ», спортивный зал МБОУ «СОШ №23».

Таким образом, за последние годы сформирована основа для дальнейшего инновационного развития муниципальной системы образования г.Элисты.

Вместе с тем, следует выделить ряд проблем, оказывающих существенное влияние на процессы повышения доступности и качества общего образования:

- дефицит преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации в системе общего образования в связи с наметившейся тенденцией «старения» педагогического корпуса; особенно остро ощущается нехватка учителей начальных классов, информатики, математики;

- отсутствие финансовых возможностей для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

- неэффективное использование современных достижений информационно - коммуникационных технологий во многих образовательных учреждениях;

- недостаточное оснащение образовательных учреждений учебно-наглядными пособиями в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, отсутствие фонда бесплатных школьных учебников;

- отсутствие системы мониторинга результативности и эффективности внеурочной деятельности в ходе реализации ФГОС;

- недостаточно отработанная программа преемственности в формировании универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию;

- незначительная результативность деятельности по восстановлению традиционных коммуникативных функций родного языка;

- не в достаточной степени развиты формы и механизмы общественного участия в решении вопросов образовательной политики, в том числе в процессах общественной оценки качества образования;

- высока доля образовательных учреждений, инфраструктура которых не соответствует современным требованиям по благоустройству, санитарно-гигиеническим нормам, безопасности участников образовательного процесса.

Перечисленные проблемы системы общего образования носят комплексный характер, требуют принципиально новых и эффективных организационных мероприятий, финансового обеспечения.

Развитие дополнительного образования и воспитания детей

За последние годы наметились положительные тенденции, определяющие воспитание как приоритетную сферу социальной жизни страны. Реализуется комплекс федеральных программ, ориентированных на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Формируется социальный запрос на эффективные воспитательные системы, технологии, средства.

Вместе с тем, необходимо отметить факторы, снижающие эффективность воспитательной работы образовательных учреждений.

- сокращение штатных единиц педагогов дополнительного образования в школах повлекшее сокращение количества детских объединений;

- рост числа правонарушений обучающихся за 6 месяцев в 2013 году в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года;

- увеличение числа неблагополучных семей (56 семей);

- рост суицидальных действий среди учащихся.

Сохраняются негативные тенденции к ухудшению состояния здоровья учащихся. Доля детей занимающихся в основной группе по физической культуре составляет 9,7%. Сохраняется снижение доли здоровых детей с 1 класса по 11 класс в 1,7 раза: в 1 классах доля их составила – 14%, среди 9 классов – 9,5%, среди 11 классов – 8,4%.

Несмотря на увеличение числа учащихся охваченных горячим питанием на 6,5 %, в среднем по городу в 2012-2013 учебном году охват горячим питанием составил 57 %.

Остается неудовлетворительной кадровая обеспеченность воспитательного процесса: частая сменяемость заместителей по воспитательной работе, старших вожатых, психологов, сокращение штатов педагогов дополнительного образования.

Не решена в массовой практике задача создания в каждом образовательном учреждении социально-психолого-педагогических служб.

Значительными возможностями для успешного решения задач воспитания и социализации подрастающего поколения располагает система дополнительного образования детей. Система дополнительного образования детей – музыкальная школа, 2 школы искусств, художественная школа, Дворец детского творчества - является неотъемлемой частью системы непрерывного образования, призванная обеспечить творческие возможности каждого ребенка, удовлетворение его творческих, образовательных потребностей.

Целенаправленные формы сотрудничества школьного и дополнительного образования создают условия наибольшего благоприятствования для развития воспитательных функций образовательных учреждений, усиления познавательной мотивации учащихся, реализации инновационных идей. Филиалы учреждений дополнительного образования работают на базе МБОУ «СОШ №3», «СОШ №15», «СОШ №17», «СОШ №18», «СОШ №23», «КНГ», «ЭМГ», «РНГ» и др.

В учреждениях дополнительного образования развиваются новые направления в соответствии с запросами населения: предшкольное образование, вечерние отделения для взрослых и т.д. Отмечается рост охвата детей в школах искусств за три последних года на 3,8 %. При этом в МБОУ г.Элисты в 2012-2013 учебном году действуют 310 детских объединений с охватом 9633 учащихся (76%). По сравнению с прошлым 2011-2012 учебным годом уменьшилось количество детских объединений и охват учащихся на 24,0 %.

В настоящее время система дополнительного образования нуждается в модернизации. Необходимо обеспечить перевод школ искусств на стандарты нового поколения, оказать поддержку реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ, обеспечить качественное оснащение и модернизацию детских школ искусств в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 гг.)».

Основываясь на приоритетных направлениях воспитательной политики в образовательных учреждениях города Элисты, приоритетами системы дополнительного образования детей должны стать:

- усиление функции социальной поддержки детства;

- создание проектов и программ совместной деятельности с образовательными учреждениями и другими субъектами социализации по патриотическому, духовному, эстетическому, трудовому воспитанию детей;

- развитие существующих и инициирование создания новых общественных организаций, деятельность которых связана с интересами детей и подростков;

- развитие практики адресных целевых программ, нацеленных на сопровождение процессов успешной социализации детей с максимальным эффектом (адресные программы, школы лидеров, лагерные сборы и т. д.)

- разви

Направления деятельности

Город Элиста