Противодействие коррупции

Часто задаваемые вопросы

  • Что такое коррупция?

    Важно ясно понимать суть этого явления и уметь отличать его от других правонарушений. Коррупция может затрагивать всѐ наше общество в целом, еѐ проявления могут быть различны и многообразны.

    Но как тогда определить, что является коррупцией, а что нет?

    На сегодняшний день существует чѐткое определение понятия «коррупция», установленное законом. Согласно российскому законодательству (статья 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции») КОРРУПЦИЯ — это:

    • злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
    • совершение деяний, указанных в подпункте «а», от имени или в интересах юридического лица.

    Если человек принимает участие в незаконном использовании своего или чьего-либо должностного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды — он становится частью коррупционной системы.

    К сожалению, для большой группы людей дача мелких взяток для решения бытовых вопросов не противоречит собственному мировоззрению, нравственным ограничениям.

    Поэтому трудно найти людей, никогда не дававших мелких взяток. Устоялось мнение о том, что тот, кто предлагает взятку или даѐт еѐ — ничего не нарушает, и, напротив, во всѐм виноваты те, кому взятки дают.

    К коррупционным деяниям относятся следующие преступления:

    • злоупотребление служебным положением (статья 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее — УК РФ),
    • дача взятки (статья 291 УК РФ),
    • получение взятки (статья 290 УК РФ),
    • посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ),
    • злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ),
    • а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше.
  • Почему существует коррупция?

    Даже без проведения глубокого социально-экономического исследования очевиден ряд объективных причин существования и даже процветания коррупции не только в нашей стране. В настоящее время среди населения имеется достаточно большая группа граждан, которые предпочитают расценивать коррупцию как нечто само собой разумеющееся:

    «Если иначе нельзя, то приходится. Чем я хуже тех, которые дают и берут взятки?»

    Такие люди часто избирают самый «простой» способ решения той или иной проблемы. Они предпочитают не соблюдать закон и, конечно, не хотят нести за это заслуженное наказание. Такие люди считают, что «деньги могут всѐ решить». Однако в этом кроется их недальновидный эгоизм. Когда человек даѐт или берѐт взятку, он не просто становится нарушителем, он унижает права людей, окружающих его (в том числе права своих родных и близких). Коррупция — это путь слабых и ведомых людей.

    Такие люди мыслят по принципу «все так делают — значит, и мне можно». Такие люди, может быть, и осуждают коррупцию в целом, однако считают еѐ чем-то естественным и сами к ней подстрекают. Многие совершенно не испытывают чувства ответственности за свои действия. А ведь наши поступки — это пример для окружающих.

    Когда человек, решив проблему незаконным способом, хвастается этим перед друзьями, он, фактически, предлагает воспользоваться его примером. Не стыдится своего преступления, не опасается ответственности, а наоборот — пропагандирует его. При этом в ситуации, когда интересы такого деятеля пострадают от аналогичных действий его коллеги или третьего лица, трудно найти более возмущѐнного несправедливостью и беззаконием человека.

    Поэтому коррупция — это путь безответственных людей. Людей, не думающих о своей стране, о себе, будущем своих детей. Человек, дающий или берущий взятку, получает сиюминутную выгоду. Именно поэтому в предыдущем абзаце мы выделили «простоту» коррупционного решения кавычками.

    Как правило, взяткодатель или взяткополучатель не думает о том, какими последствиями для него самого это может обернуться. Быстро решив свои задачи в обход закона, он построит дом на песке. Рано или поздно встанет вопрос о законности совершѐнных действий, легальности полученного дохода, диплома об образовании и прочего. Тогда все результаты быстро решѐнной проблемы в лучшем случае исчезнут как мираж, а скорее обернутся гораздо более серьѐзными проблемами.

    Решение своей проблемы в обход закона или существующего порядка — создание бессрочного риска потерять все приобретѐнные блага при выяснении оснований возникновения прав на них в будущем. Коррупция — это преступление, которое влечѐт уголовную ответственность! Кроме того, законодательством предусмотрены экономические меры наказания в виде крупных штрафов. Таким образом, коррупция — это ещѐ и путь нерациональных людей. Многие даже не задумываются, что именно их действия не позволяют эффективно бороться с коррупцией.

    Что же является причиной такого пассивного отношения граждан к коррупционной ситуации в стране и к личной судьбе?

    К причинам коррупционного поведения можно отнести:

    • толерантность населения к проявлениям коррупции;
    • слабое правосознание граждан;
    • отсутствие опасения потерять полученное благо в будущем при проверке оснований его приобретения;
    • наличие у должностного лица выбора варианта поведения, когда он может решить поставленный перед ним вопрос как положительно, так и отрицательно;
    • психологическая неуверенность гражданина при разговоре с должностным лицом;
    • незнание гражданином своих прав, а также прав и обязанностей чиновника или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации;
    • отсутствие должного контроля со стороны руководства за поведением должностного лица.
  • Какая ответственность предусмотрена за коррупцию?

    Необходимо обратить внимание на то, что Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 8 лет как за получение взятки, так и за дачу взятки.

    То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку даѐт, или от чьего имени взятка передаѐтся взяткополучателю. В случае, если взятка передаѐтся через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.

    Понятие взяточничества охватывает два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ) и провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304 УК РФ). Состав преступления (взяточничества) будет иметь место независимо от того, когда принята взятка — до или после выполнения соответствующих действий, а также независимо от того, имелась ли предварительная договорѐнность между взяткодателем и взяткополучателем.

    Дача взятки (передача должностному лицу лично или через посредника материальных ценностей) — это преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или заведомо незаконных действий (бездействия) в пользу дающего: для получения им преимуществ, за общее покровительство или за попустительство по службе (статья 291 УК РФ).

    Дача взятки при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказывается штрафом до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трѐх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трѐх лет.

    При наличии обстоятельств, отягчающих ответственность (дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия)), дача взятки наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трѐх лет, либо лишением свободы на срок до восьми лет.

    Дача взятки может осуществляться с помощью посредника. Посредничеством во взяточничестве признаѐтся совершение действий, направленных на передачу взятки: непосредственная передача предмета взятки, создание условий для такой передачи. Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.

    Если взятка передаѐтся должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки. Необходимо помнить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности. Если имело место:

    • вымогательство взятки со стороны должностного лица;
    • если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

    Необходимо знать, что получение взятки — одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в крупном размере группой лиц по предварительному сговору или организованной группой с вымогательством взятки. Обстоятельствами, отягчающими уголовную ответственность за получение взятки, являются:

    • получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);
    • получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;
    • получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (2 и более человек);
    • вымогательство взятки;
    • получение взятки в крупном размере (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей).

    Получение взятки при отягчающих обстоятельствах наказывается лишением свободы на срок от трѐх до семи лет с лишением права занимать определѐнные должности или заниматься определѐнной деятельностью на срок до трѐх лет.

    Самым мягким наказанием за взятку является штраф, а самым суровым — лишение свободы на срок до 12 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определѐнные должности или заниматься определѐнной деятельностью на срок до трѐх лет.

    Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.

  • Что означает «противодействие коррупции»?

    Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

    • по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
    • по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
    • по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

    Если борьба с коррупцией является исключительной компетенцией правоохранительных органов, то профилактика коррупции является видом деятельности, допускающим участие в нѐм органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, граждан и организаций.

  • Какие государственные органы наделены полномочиями по борьбе с коррупцией?

    Выявление, пресечение, предупреждение коррупционных правонарушений (преступлений) и привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности в пределах своей компетенции осуществляется органами прокуратуры, государственной безопасности, внутренних дел, таможенной службы.

    Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий.

    В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц.

    При полученных данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

    Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

    Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности борьбы с коррупцией законодатель определил
    • проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
    • создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
    • принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
    • совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
    • введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
    • обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
    • обеспечение независимости средств массовой информации;
    • неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
    • совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы; обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
    • устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
    • повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
    • укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
    • усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
    • передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;
    • сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
    • повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.
Город Элиста