Публикация от 03 сентября 2015 г. № 117

Вячеслав НАМРУЕВ: Концессия необходима для эффективного управления

Вячеслав НАМРУЕВ:

Концессия необходима для эффективного управления

Вопросы передачи муниципального водоснабжающего предприятия в концессию с начала года активно обсуждались общественностью на различных дискуссионных площадках, что находило отражение и в прессе.

Вердикт депутатов городского законодательного органа был однозначен: решением от 19 марта текущего года они дали согласие администрации Элисты на принятие решения о заключении концессионного соглашения в отношении объектов, необходимых для организации холодного водоснабжения и водоотведения на территории столицы. Столичной администрацией открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов МУП "Элиставодоканал" был объявлен. В официальном сообщении по итогам конкурса, публиковавшемся в нашей газете 18 августа, говорится, что на участие в нем поступила единственная заявка, потому для ее рассмотрения была создана специальная комиссия. В ее составе, кстати, три депутата ЭГС, представляющие партии "Единая Россия", КПРФ и "Гражданская платформа".

Казалось бы, следует ждать закономерной развязки, когда комиссия вынесет свой вердикт. Между тем, в Сети распространено заявление от инициативной группы с призывом к горожанам прийти на митинг и выразить свое несогласие с повышением тарифов, которое, по логике организаторов, последует вслед за заключением концессионного соглашения.

Насколько корректны призывы инициаторов митинга, с таким вопросом "ЭП" обратилась к главе города Элиста, председателю ЭГС Вячеславу НАМРУЕВУ.

- Вячеслав Хозыкович, так для чего нужна вообще концессия?

- Чтобы было понятно, давайте начнем с самого начала. Указом президента РФ от 7 мая 2012 года №600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" российскому правительству было поручено обеспечить создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства для решения задач модернизации и повышения энергоэффективности объектов коммунального хозяйства. Было принято распоряжение правительством РФ от 22 августа 2011 года №1493-р, которым утвержден план действий по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций, предусматривающий до 1 января 2016 года передачу в концессию объектов коммунальной сферы, управление которыми признано неэффективным. Одним из критериев признания управления предприятием неэффективным, установленных минстроем России, является наличие у предприятия убытка от основной деятельности за последние три отчетных периода.

(Начало на стр.1)

МУП "Элиставодоканал" получен убыток по основной деятельности: за 2011 год - 33,3 млн руб., за 2012 год - 39,8 млн руб., за 2013 год - 43,98 млн руб. В связи с тем, что МУП "Элиставодоканал" является неэффективным и убыточным, распоряжением республиканского правительства от 26 апреля 2013 года №140-р оно внесено в график передачи в концессию объектов водоснабжения и водоотведения муниципальных предприятий Республики Калмыкия, которым предусмотрено объявление конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении имущества предприятия в январе 2015 года.

Депутатами Элистинского городского Собрания дано согласие администрации города Элисты на принятие решения о заключении концессионного соглашения в отношении объектов, необходимых для организации холодного водоснабжения и водоотведения на территории города Элисты.

30 января 2015 года администрацией города Элисты был объявлен открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, утверждена конкурсная документация, определены условия конкурса. Ориентировочный срок подписания концессионного соглашения - середина декабря 2015 года.

- Высказываются мнения, что концессия ни к чему хорошему предприятие не приведет.

- Наоборот, предполагается, что по результатам исполнения соглашения в ближайшие годы будут модернизированы имеющиеся сети. Это реконструкция Верхне-Яшкульского водозабора, водоводов, разводящих водопроводных сетей, канализационных очистных сооружений и отводящих сетей канализации, строительство инженерных сетей. То есть по окончании срока действия концессионного соглашения город получит новые и модернизированные сети и сооружения для обеспечения населения питьевой водой. Кроме того, предусматривается ежегодный отчет концессионера перед депутатами Элистинского городского Собрания.

- А тезис о том, что тарифы у концессионера неминуемо “поползут” вверх?

- В соответствии с Жилищным кодексом и федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" эта деятельность относится к регулируемым видам. Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов. Региональная служба по тарифам РК утверждает тарифы, которые устанавливаются в соответствии с предельными индексами с учетом индекса потребительских цен, которые, в свою очередь, устанавливаются Федеральной службой по тарифам по каждому субъекту. Необоснованный рост тарифов здесь просто исключен, так как эти вопросы не находятся в компетенции какой-либо коммерческой компании.

- Насколько известно, инициаторы митинга предполагали первоначально провести референдум и спросить у элистинцев, согласны ли они на передачу "Элиставодоканала" в концессию.

- 21 июля в Избирательную комиссию города Элисты поступило ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению референдума на территории Элисты по вопросу "Согласны ли Вы на передачу имущества МУП "Элиставодоканал" в концессию коммерческой организации?". Избирательная комиссия рассмотрела ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению референдума и направила документы к нам для проверки соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям законодательства.

- Эта инициатива соответствует нормам закона?

- В соответствии с федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и региональным законом "О местном референдуме в Республике Калмыкия" вопросы не должны противоречить законодательству Российской Федерации и субъекта. Вопрос должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также должна исключаться неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Рассмотрение на референдуме указанного вопроса приведет к нарушению норм действующего законодательства, а именно упомянутых мною указа президента, распоряжений.

В соответствии с действующим законодательством депутаты должны принять решение о назначении референдума в течение 30 дней со дня поступления документов из Избирательной комиссии города Элисты. В случае принятия представительным органом решения о соответствии вопроса требованиям закона РК "О местном референдуме в Республике Калмыкия", учитывая сроки, установленные законодательством Российской Федерации для подготовки и проведения референдума, местный референдум будет проведен после заключения концессионного соглашения. А согласно ст. 44 этого же закона решение, принятое на местном референдуме, является общеобязательным. Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения.

Федеральным законом "О концессионных соглашениях" установлен перечень случаев прекращения концессионного соглашения. К ним относятся: истечение срока его действия, соглашение сторон, досрочное расторжение на основании решения суда или решения органа местного самоуправления (для концессионного соглашения, концедентом в котором является муниципальное образование), если неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером обязательств повлекло за собой причинение вреда жизни или здоровью людей либо имеется угроза причинения такого вреда.

Таким образом, принятие решения о проведении референдума повлечет за собой неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения. Кроме того, проведение референдума повлечет за собой расходы в бюджете города Элисты, что в сложной экономической ситуации крайне нежелательно.

Руководствуясь нормами закона, депутаты решили признать вопрос, предлагаемый для вынесения на референдум, не соответствующим требованиям ст. 12 федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ст. 5 закона РК "О местном референдуме в Республике Калмыкия".

Герел ГИЛЯНОВА

Город Элиста